Каталог товаров:
|
Статьи, Обзоры, АналитикаYota Devices намерена разместить производство в КалугеГендиректор компании Владислав Мартынов рассказал о планах по выпуску YotaPhone на территории России
Глава Yota Devices Владислав Мартынов в интервью «Газете.Ru» рассказал о производстве YotaPhone в России, о том, какие комплектующие смартфона станут отечественными уже в ближайшее время и о развитии IT-отрасли в целом.
— Что за YotaPhone у министра связи? Это ваш аппарат?
— Да, это наш YotaPhone 2. У Николая Никифорова есть две версии, одна работает на операционной системе Android, а другая — на Sailfish. Финская компания Jolla, созданная выходцами из Nokia, разработала мобильную ОС Sailfish, проявила инициативу и установила ее на наш телефон. Несколько месяцев назад они обратились к нам с просьбой предоставить несколько устройств. Мы им отправили, и за достаточно короткий срок они сделали несколько экземпляров на собственной ОС, на Sailfish. Это бета-версия с рядом ограничений, но базовые функции работают. Один из этих смартфонов и был подарен министру.
— Но в случае чего вы готовы с ними сотрудничать?
— YotaPhone — это коммерческий проект, и нам важно, чтобы бизнес приносил прибыль и развивался. Поэтому сегодня мы фокусируемся на Android как на системе с самым большим количеством пользователей в мире. Хотя проект, который делает Jolla, для нас очень интересный, но на сегодня он не является точкой приложения наших усилий и инвестиций.
— А в будущем?
— Да, это возможно.
— Когда появится информация о вашем новом устройстве?
— За месяц до выхода. Не раньше.
— Это будет одно устройство или линейка?
— У нас есть «дорожная карта», в соответствии с которой мы планируем целую линейку новых продуктов. Первый из них мы покажем в конце года, но я сейчас не могу раскрыть информацию о том, что именно это будет. Но могу точно вам сказать: мы не компания одного продукта. При этом основной нашей фишкой остаются экран на базе электронных чернил и приложения для него. И мы от этой особенности далеко отходить не будем. Устройства, которые мы будем делать в будущем, будут иметь всегда включенный экран. По крайней мере, в ближайшие два-три года.
— Вы готовы производить их в России?
— Пожалуй, этот вопрос требует предыстории. Есть два момента, которые нужно прояснить. Первое — крупные игроки на рынке смартфонов, такие как Apple, BlackBerry, не производят сам телефон, не собирают в своей стране. У большинства этих компаний нет своих комплектующих. Их основная интеллектуальная собственность — это некий «талмуд», техническое задание с подробным описанием архитектуры устройства, спецификаций и требований к большому числу параметров, рекомендациями к производственной линии и так далее. И по этому документу фабрики под заказ уже выпускают их продукцию под их контролем. И есть ряд компаний, таких как Samsung, LG, Sony, которые производят свои комплектующие. Мы за три года освоили пока только те этапы, которые освоили Apple и BlackBerry. Конечно, хотелось бы в будущем перейти в режим, когда есть и свои комплектующие. Но это потребует гораздо больших инвестиций и трудозатрат по сравнению с теми, которые сейчас вложены в YotaPhone. Второе — все должно быть экономически выгодно. Если просто делать телефоны в России, то сегодня мы будем проигрывать азиатским странам по себестоимости производства.
Поэтому нам надо иметь экономическое обоснование для производства в России. Ведь даже с налоговыми льготами мы не сможем сделать стоимость сборки у нас ниже, чем в Азии. Мы обоснование нашли. Есть потребность обеспечить мобильными устройствами госорганизации, чиновников и госкорпорации. Это достаточно большой рынок. Но эти устройства должны иметь высокую степень защищенности от несанкционированного доступа и возможной прослушки и обеспечивать безопасную работу с корпоративными данными. Такие устройства можно сделать только на режимном предприятии. И за такой телефон, который гарантирует очень высокий уровень защищенности, люди готовы платить больше. У нас есть планы начать в ближайшем будущем производство таких устройств на базе Калужского электромеханического завода, относящегося к концерну «Автоматика», входящего в Ростех. Мы активно работаем над подготовкой производства и уже готовим первую пробную партию. Это очень важный и интересный шаг. Когда мы отладим производство в Калуге, то сможем продавать наши защищенные устройства не только в России. Плюс в будущем мы сможем оптимизировать себестоимость и развивать на этой базе новые направления.
— Можно ли оптимизировать за счет каких-то российских деталей?
— Да, это возможно. Хороший пример есть. Компания Plastic Logic, входящая в Роснано, делает гибкий дисплей, который работает на электронных чернилах и который подходит для YotaPhone. У нас с ними есть подписанное соглашение по совместным НИОКР. Я не могу пока сказать, когда выйдет YotaPhone с дисплеем Plastic Logic. Сейчас ведется именно совместная инженерная работа.
— То есть это пока планы?
— Да, но очень конкретные и реальные. И как только мы сделаем YotaPhone с дисплеем Plastic Logic, то можно будет смело сказать, что у YotaPhone одно из основных комплектующих — наше. Это будет первый, но очень важный шаг в этом направлении.
— А производство тех же печатных плат? У нас ведь есть возможность производить их.
— Это намного более сложная задача, но и в этом направлении у нас в стране ведутся работы. И даже процессоры у нас разрабатываются, тот же «Байкал».
— Да. Но это пока компьютерное «железо».
— Пока компьютерное. Но это даже сложнее. Технологии процессоров настолько быстро развиваются и в них такие сумасшедшие ресурсы вкладываются, что нам, конечно, надо очень сильно постараться, чтобы выйти на мировой уровень. Каждые год-два появляются новые поколения. И нашим очень сложно будет за этим угнаться. Но нет ничего невозможного, что доказали Китай и Корея. Я с большим уважением отношусь к команде, разрабатывающей «Байкал», и искренне желаю им удачи. Надо понимать, что ситуация не стоит на месте. Когда мы три года назад начинали создавать YotaPhone, о российских деталях или сборке мы могли только мечтать. За три года мы создали полноценные устройства, используя импортные комплектующие, сумели выстроить международную кооперацию и систему сбыта более чем в 20 странах мира.
А сегодня мы начинаем производство специальной версии телефона в России. Вскоре одно из основных комплектующих тоже может стать нашим. И система у этого аппарата может быть не только Android, но и тот же Sailfish. И я не сомневаюсь, что нам по силам создать в России компанию, сравнимую с Samsung или Huawei. Здесь очень важно обратиться к опыту той же Кореи. У них на это был не один или два года. Это была программа на 10–15 лет, которая прорабатывалась и корректировалась по мере того, как ситуация менялась. Они много инвестировали в кадры, приобретение технологий, лицензирование. И что немаловажно, они вкладывали в создание национальной идеи, что надо покупать свое. Они много работали, и в итоге все получилось. Нам также необходимо подходить системно, последовательно. Если развитие отрасли потребительской электроники станет одним из приоритетов в нашей общенациональной идее диверсификации экономики, то и у нас может получиться. Но надо предпринимать конкретные шаги и делать их постоянно, последовательно, а не рывками.
— Сейчас государство встает на рельсы импортозамещения. Как эта политика может помочь развитию IT-отрасли? Если вообще может.
— Может, однозначно. Но надо понимать, что такое импортозамещение. Это в первую очередь предпочтение отечественной продукции при покупке любого товара, продукта или сервиса. Это нужно, чтобы заработала экономика российских компаний, то есть они были бы прибыльны и могли вкладывать прибыль в производство. Они не могут с первого дня стать конкурентоспособными, не могут с первого дня сразу конкурировать с брендами, которые работают в этой сфере 20–30 лет. Поэтому призыв покупать отечественное очень важен. Однако российские компании не должны ориентироваться только на внутренний рынок: заменить западное и остановиться на этом. Задача российских компаний — делать продукцию, способную конкурировать на мировых рынках. Сначала завоевать российский рынок, используя небольшую фору в виде преференций со стороны государства, чтобы, например, вместо пяти лет потратить два года на то, чтобы научиться процессам. Вот для чего нужна фора, а не для того, чтобы заработать большую прибыль и получать дивиденды. То есть мы должны реинвестировать прибыль, чтобы быстро создавать продукты и выходить на новые рынки. Поймите: если вы сделали телефон и вас признали в США, Европе, Китае — везде, значит, вы чего-то стоите. А если вас признали только в одной стране, то это уже большой вопрос. Тем более в стране, где у вас есть преференции. Но опять же одно другого не исключает. Первый, обязательный этап — это Россия, где необходимо завоевать долю рынка, отработать бизнес-модель и затем выйти на другие рынки. В этом заключается смысл импортозамещения. Конечно, не стоит говорить о поголовном импортозамещении, это невозможно сделать сразу. К этому можно стремиться через какое-то время, лет через десять-пятнадцать.
— И как это сделать?
— Надо создавать продукт, который за собой потянет всю отрасль. Мы показали, что можем быть таким локомотивом. Наша идея в том, что одна компания тянет целый шлейф других, вместе составляющих отрасль. Но важна поддержка со стороны общества и государства.
— У вас есть госзаказы? Или защищенный телефон — это ваша инициатива?
— На сегодняшний день у нас нет госзаказов. Они будут, когда мы сделаем защищенный YotaPhone на базе российского предприятия. Хотя уже сейчас понятно, что собранный в России телефон захотят приобрести не только госпредприятия, но и огромное количество людей и частных компаний внутри страны. Источник: Ростех |
|
|||
|
|||||
|