Каталог товаров:
|
Статьи, Обзоры, АналитикаКРЭТ готов к броску на внешний рынокУдача неизменно сопутствует концерну «Радиоэлектронные технологии». В этом году исполнилось пять лет концерну «Радиоэлектронные технологии», теперь уже более известному под новым брендом КРЭТ. За столь короткий временной отрезок компания успела пройти путь от простого собрания разрозненных активов из производственных предприятий и НИИ, значительная часть из которых находилась в предсмертном состоянии, до мощного вертикально-интегрированного концерна, восходящей звезды российского ОПК. Суммарный объем выручки всех предприятий, входящих в концерн, в период 2010–2013 гг. вырос почти в два раза – с 45 до более 80 млрд руб. Существенно выросли за тот же период показатели выработки на одного занятого, средней заработной платы (с 18 до 28,8 тыс. руб. и другие параметры экономической деятельности. За счет чего? Скептик может сказать, что в первую очередь за счет ритмичного финансирования государственного оборонного заказа, ведь на ГОЗ приходится почти три четверти производимой концерном продукции. Роль государства и его вооруженных сил, наконец-то повернувшихся лицом к отечественной промышленности, несомненно, велика, однако дело не только в бюджетных деньгах. Скажем, объемы производства гражданской продукции на КРЭТе также существенно выросли – с 13,3 млрд руб. до почти 20 млрд руб. за тот же период. Да и вообще в России немало примеров оборонных предприятий, которым денежный дождь гособоронзаказа впрок не пошел – как влачили жалкое существование, так и продолжают. Попробуем вывести рецепт успешного развития российской холдинговой компании, проследив путь развития КРЭТа с момента его образования. С чего все начиналось Когда в конце 2007 г. была создана государственная корпорация «Ростехнологии», в число переданных ей активов вошло значительное количество научно-производственных центров, специализирующихся на создании радиоэлектронной продукции преимущественно военного назначения. Их было решено объединить в рамках холдинговой структуры – концерна. В январе 2009 г. вышел приказ Государственной корпорации «Ростехнологии» о создании ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» как специализированной управляющей компании с перечнем из 61 предприятия и организации, передаваемых в состав нового объединения. Руководство этим первоначальным набором активов уже само по себе представляло немалой сложности управленческую задачу. Встал вопрос реструктуризации и консолидации внутренней структуры концерна, для чего был выбран путь формирования холдингов по направлениям деятельности. Их было первоначально сформировано три: – холдинг РЭБ объединил разработчиков и производителей различных технических комплексов радиоэлектронного противодействия. Его ядром, головным производственным предприятием стало новгородское ФГУП (ныне ОАО) «Научно-производственное предприятие «Квант», а ведущей научно-исследовательской организацией – ФГУП «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт»; – второй важнейшей компетенцией нового концерна стали средства и комплексы государственного радиолокационного опознавания (т.н. система «свой–чужой»). Головной организацией здесь стал бывший казанский НИИ № 334 – ныне после серии преобразований и переименований носит название ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко»; – холдинговая компания в области разработки и производства электрических соединителей и кабельных сборок специального назначения. В нее вошел ряд предприятий, в том числе крупнейшие предприятия России по разработке и производству специальных электрических соединителей и кабелей – ОАО «Завод «Элекон» (Казань) и ОАО «Конструкторское бюро кабельной промышленности». Кроме того, отдельной группой предприятий в рамках концерна стал кластер разработчиков и производителей систем диагностического контроля и специальной измерительной аппаратуры. Его ядром стал нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт «Кварц» им. А.П. Горшкова – один из крупнейших в России центров по разработке и производству специальной радиоэлектронной измерительной аппаратуры. Стоит отметить, что с казанским «Элеконом» тесно связана судьба главы нового концерна – Николая Колесова. В свое время, в 1997 г., он был назначен генеральным директором гг., Колесов работал на Казанском оптико-механическом заводе, где прошел путь от регулировщика радиоаппаратуры до начальника механосборочного производства. Согласитесь, что немногие руководители российских промышленных компаний, да и не только промышленных, могут похвастаться тем, что прошли путь от простого рабочего до руководителя в той отрасли производства, где работает их компания. Колесов – один из таких примеров, и знание проблем отрасли ему, несомненно, пригодилось. Работа по созданию единого вертикально интегрированного концерна началась с всестороннего аудита входящих в его состав предприятий и организаций. Была внедрена комплексная централизованная модель управления предприятиями, в одних случаях восстановлены, а в других налажены кооперационные связи. В декабре 2011 г. на заседании Комитета по стратегическому планированию при Наблюдательном совете Госкорпорации «Ростехнологии» была одобрена Стратегия развития ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» до 2020 г. В том же году КРЭТ первым среди интегрированных структур «Ростеха» создал Единый расчетный центр на базе ЗАО АКБ «Новикомбанк». Этот шаг позволил обеспечить более эффективное использование финансовых ресурсов концерна и повысить бюджетную дисциплину, оптимизировать финансовое взаимодействие с внешними контрагентами и снизить процентные выплаты. Для организации единой системы комплексных поставок электронной компонентной базы отечественного и иностранного производства КРЭТом была создана единая электронная торгово-закупочная площадка. Это, в свою очередь, позволило ощутимо снизить расходы на приобретение комплектующих, а также оптимизировать логистические процедуры. Был проведен процесс акционирования ФГУПов, перешедших под управление концерна. Кроме того, холдинговая компания собрала все необходимые лицензии и патенты на разработку, производство и ремонт вооружения и военной техники. Необходимо отметить значительную роль в становлении и совершенствовании корпоративной структуры концерна, которую сыграл первый заместитель генерального директора КРЭТа Игорь Насенков. Он профессиональный управленец, молодой и энергичный руководитель, знаток современных методик оптимизации управленческих, производственных и логистических процессов. С Колесовым Насенков с 2008 г., в КРЭТе – с момента основания. Успешный ребрендинг Успехи в создании нового концерна были несомненны, но тут, чтобы Колесов и его команда не расслаблялись, руководство «Ростеха» приняло решение о передаче в состав ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» предприятий другой холдинговой структуры госкорпорации – концерна «Авиаприборостроение». Последний с точки зрения объемов экономической деятельности был крупнее КРЭТа. Но на момент принятия решения о сокращении числа холдингов «Ростеха» в конце 2012 г. КРЭТ уже являлся вертикально интегрированной структурой с принятой единой концепцией корпоративного развития в отличие от «Авиаприборостроения», остававшегося, по сути, собранием разрозненных активов. Достаточно сказать, что даже собственного единого бренда «Авиаприборостроение» не создало, хотя создан концерн в том же, что и КРЭТ, 2009 г. Поэтому передача предприятий концерна «Авиаприборостроение» в состав КРЭТа выглядела вполне логичным шагом. Результатом стало резкое увеличение масштабов деятельности концерна. Так, оборот компании вырос более чем в три раза, численность персонала – с 27 до 66 тыс. человек, а количество предприятий удвоилось. Достаточно сказать, что после передачи в состав ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» предприятий бывшего ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» КРЭТ стал самой крупной по числу входящих в него предприятий холдинговой компанией «Ростеха». Сразу после присоединения к КРЭТу «Авиаприборостроения» в концерн входило более 120 предприятий и организаций, расположенных на территории 31 субъекта РФ. Потребовалась серия объединений и сокращений, концерн получил три новые субхолдинговые группы: ОАО «Авиаприбор-холдинг», ОАО «Концерн «Авионика» и ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и соответственно – новые компетенции. Вместе с предприятиями бывшего «Авиаприборостроения» КРЭТ получил и кадровое усиление. Так, заместителем генерального директора концерна по НИОКР бортового оборудования стал многолетний и многоопытный глава Раменского приборостроительного конструкторского бюро Гиви Джанджгава. В РПКБ, одном из ведущих советских и российских разработчиков бортового радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов всех типов, Джанджгава трудился с далекого 1964 года. Он прошел путь от инженера до генерального конструктора и президента теперь уже ОАО «РПКБ». В свое время в начале 1990-х годов РПКБ под его руководством одним из первых предприятий российской оборонки прошел процесс акционирования, далее стал ядром холдинговой структуры НПЦ «Технокомплекс» (также один из первых примеров такого рода в отечественном ОПК). Короче говоря, команда Колесова пополнилась управленцем, имеющим как опыт выживания и совершенствования корпоративной структуры компании ОПК в жесточайших условиях 1990-х, так и опыт конструктора авионики (в том числе для беспилотной авиации). Из авиаприборостроителей и заместитель генерального директора по стратегическому планированию и обеспечению выполнения ГОЗ КРЭТа Андрей Тюлин. В свое время он окончил Саратовское высшее военное командное училище им. Лизюкова по специальности «электрооборудование летательных аппаратов», а с 2009 г. руководил концерном «Авиаприборостроение». Хорошие кадры, однако, в нашем веке решают не все. Для успешного продвижения компании на своем, а в еще большей степени на зарубежных рынках необходим узнаваемый и креативный бренд. Всем теперь известен скандал с тендером на разработку бренда и создание торговых наименований выпускаемой продукции концерна «Калашников», стоимость которого кое-кому показалась многократно завышенной. Есть и те, кто посчитал, что, дескать, такому концерну и бренд-то не нужен – все и так знают, кто такой Калашников и что за оружие он создал. На это можно всегда возразить – все знают, что такое Boeing, Lockheed Martin, Thales, и тем не менее компании с мировым именем тратят миллионы долларов на периодический ребрендинг, постоянное совершенствование корпоративного стиля, сайтов и т.д. Концерн КРЭТ вложил в свой ребрендинг около 25 млн руб. Работа, проведенная компанией «Апостол» в сотрудничестве с британским агентством HuntHaggarty, заняла больше года. В ходе ребрендинга было изменено название концерна, создан новый логотип компании, разработан и запущен сайт на русском и английском языках. В результате КРЭТ, пожалуй, первым в российском ОПК обрел современный узнаваемый бренд, к которому нет претензий даже у самых креативных из российских дизайнеров. Проведенный ребрендинг непосредственно связан с решением двух важнейших задач, стоящих перед КРЭТом в ближайшие годы. Во-первых, это выход на внешне рынки. Доля прямого экспорта в выручке 2013 г. составила около 3%. Однако в рамках кооперации по ВТС концерн поставил продукции почти на 13 млрд руб. (370 млн долл.). Важным шагом стало в первой половине 2014 г. установление концерном корпоративного контроля над ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». Это крупнейший российский экспортер авиационного БРЭО, основу его поставок составляют радиолокационные комплексы. За счет этого объем прямого экспорта изделий военного назначения концерна в 2014-м и последующих годах составит около 150–200 млн долл., что выведет КРЭТ в число важных военных экспортеров. Наконец, ребрендинг и расширение присутствия на внешних рынках – необходимые условия для проведения успешного IPO. Без узнаваемого бренда и современного многоязычного корпоративного сайта не провести хорошее road show, так же как без значительного экспортного портфеля не привлечь внимание инвесторов. Первичное размещение ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», согласно озвученным планам материнской госкорпорации «Ростех», должно состояться в конце 2015 г. Сложности конъюнктурного характера – замедление роста российской экономики и введение западных санкций скорее всего заставят перенести эти сроки. Однако у КРЭТа есть все шансы стать первой из холдинговых компаний «Ростеха», которая выйдет на биржу, что станет этапным шагом и для концерна, и для госкорпорации, и для всей российской промышленности. Источник: «Независимая газета» |
|
|||
|
|||||
|