Каталог товаров:
|
Статьи, Обзоры, АналитикаГлава «Концерна «Вега»: концерн вступил в новый этап развитияИнтервью генерального директора и генерального конструктора ОАО «Концерн «Вега» Владимира Степановича Вербы журналу «Бизнес столицы». Добрый день, уважаемый Владимир Степанович! Стало доброй традицией каждый год в декабре публиковать ваше интервью о развитии направления создания медицинских изделий (МИ) в ОАО «Концерн «Вега». Расскажите, пожалуйста, что изменилось за прошедший год? Концерн вступил в новый этап развития. В 2014 г. ОАО «Концерн «Вега» вошло в состав АО «Объединенная приборостроительная корпорация» под управлением Госкорпорации «Ростех». АО «Объединенная приборостроительная корпорация» (АО «ОПК») — российская государственная корпорация, создана в 2014 г. в составе Госкорпорации «Ростех» с целью организации высокотехнологичного производства конкурентной продукции в области систем и средств связи, автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы и роботизированных комплексов для Вооруженных Сил РФ и других специальных формирований, а также конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения. В структуру корпорации входят Концерн радиостроения «Вега», Концерн «Созвездие», интегрированная структура «Системы управления» и Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления. Корпорация объединяет 55 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли России. Конечно, это событие не могло не повлиять и на процессы развития направления по разработке и производству медицинских изделий. В 2013 г. Концерн был наделен полномочиями головной организации по направлению «Медицинские изделия» в радиоэлектронной отрасли. Какие наиболее значимые результаты в этом направлении можно отметить сейчас? Да, действительно. В 2013 г. общим решением Департамента радиоэлектронной промышленности, который тогда возглавлял Александр Якунин, и Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий (сейчас это Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности), которым руководил Сергей Цыб, была определена головная роль ведущей организации радиоэлектронной промышленности интегрированной структуры ОАО «Концерн «Вега» по созданию медицинской техники и медицинских изделий. Хочется отметить, что Александр Якунин в настоящее время возглавляет АО «ОПК», в состав которой входит Концерн, а Сергей Цыб назначен на должность заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации и продолжает руководить медицинской промышленностью страны. Мы постоянно ощущаем их поддержку и понимание значимости направления для отрасли. Направление МИ для Концерна одно из приоритетных. Это утверждено в стратегии развития и в программе инновационного развития Концерна. Для реализации поставленных перед Концерном задач было создано специализированное подразделение — Дирекция по развитию перспективных медицинских технологий. Стратегическое руководство Дирекцией выполняет мой заместитель Вячеслав Михеев. Непосредственное руководство осуществляет директор Дирекции Александр Кулиш. Дирекцией проведен ряд значимых мероприятий, которые позволили выполнить несколько первоочередных задач. - В отрасли были определены предприятия, занимающиеся разработками и производством медицинских изделий. С ними подписаны соглашения о сотрудничестве. - Проведен анализ научно-технического потенциала предприятий отрасли, который может быть использован для разработки и производства МИ. - Проведен технологический и производственный аудит предприятий в первоначальном приближении. - Составлен пул проектов по созданию МИ, которые имеют наибольшую социальную значимость и экономическую активность. - Проведен анализ источников финансирования для реализации проектов по созданию МИ. - Подготовлены предложения по развитию системы подготовки медицинских специалистов для работы на выпускаемом отраслью оборудовании с привлечением специалистов отрасли. - Сформированы предложения по созданию системы сервисного обслуживания МИ, трансфера двойных технологий, инновационного развития медтехники. - Проведены маркетинговые исследования рынка МИ 2013 г. и половины 2014 г. - Определены основные тренды развития МИ до 2025 г. - Определены наиболее эффективные пути продвижения и реализации на российском рынке отечественных МИ. Кроме того, совместно с Департаментом радиоэлектроники Минпромторга России под руководством Сергея Хохлова Дирекция формирует дорожную карту раздела «Медицинские изделия» в подпрограмме «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на период до 2025». Большую поддержку в работе нам оказывает Ассоциация производителей медицинских изделий оборонно-промышленного комплекса, которую возглавляет Александр Смирнов, и Союз медицинской промышленности под руководством Юрия Калинина. Дирекция активно участвует в работе по формированию нормативно- правовой базы в области МИ. Большие надежды мы связываем с Постановлением Правительства РФ об ограничении закупок иностранных медицинских изделий. Этот механизм даст нам наконец-то возможность войти на рынок по некоторым позициям, качество продукции в которых не хуже мировых аналогов.
Вы сказали, что Дирекция провела маркетинговые исследования российского рынка в области МИ? Какова их цель?
Маркетинг играет очень важную роль в развития направления. Любой проект в области разработки и производства мы расцениваем как инвестиционный. Источник инвестиций — это вопрос, следующий за первым. А первый заключается в том, получим ли мы прибыль от продажи конечного разрабатываемого продукта или прав на его производство и применяемые технологии? Окупим ли затраты? Без понимания рынка, его потребностей и трендов развития ответить на первый вопрос невозможно. Поэтому любой проект начинается с маркетинговых исследований. Раньше мы не уделяли такого внимания этому аспекту, так как была возможность использовать инвестиции, так сказать, в будущем. Практики «разработал и положил на полку» больше нет и не будет. Государство как основной инвестор требует серийный, востребованный, современный продукт, который должен продаваться. Мы сами тоже понимаем это, поэтому идем от рынка в первую очередь. При исследованиях сразу начали возникать вопросы о достоверности используемой информации и ее источниках. В решении этой проблемы нам помогло маркетинговое агентство. В стране немного компаний, занимающихся маркетингом в области МИ. Привлеченное нами к исследованиям агентство, на наш взгляд, обладает наиболее полной базой данных, сформированной на основе анализа государственных закупок и экспортно-им- портных операций в области МИ. Исходя из наших исследований, мы сделали ряд значимых выводов. Кроме внутреннего использования маркетинговых исследований рынка МИ мы имеем возможность его тиражирования. Фактически — это продукт, который можно приобрести у нас. Какие основные пути развития направления МИ в отрасли вы видите? Начнем с того, что радиоэлектронная отрасль имеет практически все для производства МИ. Путей развития этого направления два. Первый — разработка востребованной здравоохранением медтехники. На создание одного прибора в среднем уходит от трех до пяти лет. Учитывая динамику развития медицинской науки и технологий, иногда трудно предусмотреть требования к МИ на этом горизонте. Мы изначально задаем планку разрабатываемым изделиям выше, чем требует современное здравоохранение. Это требует определенных ресурсозатрат. Технологический форсайт не использовать также нельзя. Фактически — это инновационное оборудование. Второй путь — локализация. Когда мы говорим о локализации медицинских изделий, мы имеем в виду прежде всего организацию высокотехнологичного производства иностранных МИ в нашей стране под нашим брендом, с максимальным использованием наших материалов и комплектующих в изделии, привлечение отечественных трудовых ресурсов и инноваций, использование российского научно-технического потенциала. Локализация — это прежде всего производство. Данный процесс позволяет сделать качественный и количественный скачок в развитии. Не надо вкладывать миллионы в многолетние разработки, которые неизвестно чем закончатся. И даже если успешно, то с момента начала разработки, ориентированной по параметрам на ведущие мировые аналоги, пройдут годы. А фактор времени в электронике очень значим. Микросхема пятилетней давности и микросхема сейчас — это как аналоговый черно-белый телевизор и плазменная панель. При локализации время работает на тебя, понятен результат и продукт, ясна его ниша и есть опыт использования. Популярность видов МИ для локализации определяет рынок. Главный потребитель МИ — учреждения здравоохранения. Минздрав мог бы оказать огромную помощь при планировании закупок МИ с конкретными параметрами на долгосрочную перспективу — не менее пяти-семи лет. Может быть, стоит подумать и о долгосрочных контрактах на поставку МИ отечественного происхождения. Это значительно облегчит производителям доступ к заемным средствам и позволит планировать деятельность. Отечественным производителям МИ сейчас надо помогать. Необходимы регуляторные механизмы, чтобы подтолкнуть производителей в какой-то части защитить рынок от импорта. Мер, принимаемых сейчас, явно недостаточно, но движение вперед есть. Разработан ряд нормативно-правовых актов, которые находятся на согласовании и обсуждении. Кроме этого необходимо, чтобы у российских компаний появились значительные оборотные средства от продаж, и они были использованы для дальнейшего развития и поддержки. Только так мы сможем преодолеть отставание в этой области. Не стоит забывать, что степень оснащенности МИ является одним из критериев безопасности страны. МИ — это качество оказания медицинской помощи и качество уровня жизни человека. Они не должны зависеть от политических и других факторов. Поставка крупной медицинской техники не всегда выгоднее поставки расходных материалов в плане прибыли. Скорее, наоборот. Как одно из направлений развития локализации МИ можно рассматривать организацию производства расходных материалов к поставляемым зарубежным медицинским приборам. Надо договариваться. В любом случае оба направления развития решают одну из главных задач, поставленных сейчас руководством страны, — импортозамещение Владимир Степанович, а есть ли примеры медицинских изделий, выпускаемых Концерном, которые могли бы эффективно заместить зарубежную медицинскую технику уже сейчас? Да, есть. Наконец-то начались более или менее активные продажи разработанного и производимого нами мобильного комплекса заготовки и сепарации крови. Ранее в страну активно ввозились огромные комплексы производства Канады, размещаемые на тягачах. По мнению многих специалистов и опыту эксплуатации, иностранная техника не приспособлена к российским условиям и очень дорога в обслуживании. Наши комплексы в этом году поставлены станциям заготовки и переливания крови в г. Орехово-Зуево (Московская область) и в г. Калугу. Многие врачи, впервые увидев наш продукт, неохотно верят в то, что это сделано в России. Сейчас идут переговоры о поставке еще нескольких комплексов в регионы России и страны СНГ. Еще одним примером может служить проект по созданию отечественного прибора для стерильного сваривания полимерных магистралей и расходных материалов к нему (специальных одноразовых пластин для сварки термопластичных трубок). Проект был реализован в рамках ФЦП «Фарма-2020» и состоял из двух частей. Сначала НИОКР на создание прибора и организацию его производства, а затем капитальные вложения на создание производства расходных материалов к нему. В октябре 2014 г. мы представили эти разработки заместителю министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергею Цыбу и генеральному директору АО «ОПК» Александру Якунину. Уникальность наших разработок в том, что за счет снижения себестоимости расходных материалов стоимость самого оборудования в три раза ниже импортных аналогов при том же качестве и технических характеристиках. Это оборудование, без которого невозможно представить оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в частности, проведение операций, связанных с переливанием крови и ее компонентов. Сергей Цыб высоко оценил разработку и рекомендовал обратить внимание не только на внутренний, но и на внешний рынок. «Думаю, что расходные материалы такого уровня вполне могут быть использованы в иностранных аналогах. Вам следует проработать вопрос о выходе на зарубежных производителей подобной техники с предложением использовать отечественные расходные материалы», — сказал он. По его мнению, Концерн может стать достойным конкурентом иностранным производителям аналогичного оборудования, занимающим практически монопольное положение на мировом рынке в настоящий момент. Кроме того, этим продуктом заинтересовались непосредственные потребители. 22 октября состоялась деловая встреча с представителями ФГБУЗ «Центр крови» Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации в лице Главного врача производственного комплекса Софии Голосовой. Целью визита специалистов ФМБА стало обсуждение возможности закупок медицинского оборудования — устройство стерильного соединения магистралей для переливания крови «VEGA-MAGISTRAL» и расходных материалов для него. В ходе переговоров была осмотрена технологическая линия по производству специальных одноразовых пластин для сварки термопластичных трубок, проведена демонстрация работы прибора, представлены другие разработки для службы крови. Также обсуждались вопросы о дальнейшей перспективе сотрудничества в области службы крови. Врачи высоко оценили представленные изделия и отметили, что они действительно являются достойными аналогами в целях импортозамещения зарубежного дорогостоящего оборудования. В рамках встречи достигнута предварительная договоренность о перспективах поставок оборудования для службы крови, и намечены шаги по дальнейшему сотрудничеству Какими разработками в области МИ занимается сейчас Концерн? Портфель заказов предприятий Концерна на разработку и организацию производства медицинской техники только в рамках ФЦП «Фарма-2020» с 2014 г. составил 825 млн руб. против 173 млн руб. в 2013 г. Таким образом, в 2014 г. предприятия Концерна реализуют несколько новых проектов. Среди них: - разработка технологии и организация производства инкубатора тромбоцитов; - разработка технологии и организация производства навигационного транскраниального магнитного стимулятора для исследований пациентов с поражением нервной системы; - разработка технологии и организация производства хирургической навигационной станции; - разработка технологии и организация производства портативных клинико-диагностических систем на основе миниатюрных интегрированных платформ для экспресс-идентификации патогенных микроорганизмов и тестирования их чувствительности к антимикробным препаратам. Еще два проекта реализуются в качестве соисполнителя с ЗАО «НПО медицинского приборостроения»: - разработка технологии и организация производства аппарата для малоинвазивного лечения солидных опухолей; - разработка технологии и организация производства автоматического шприцевого дозатора и инфузомата. Один проект реализуется в качестве соисполнителя с ООО «Медрадтех»: разработка технологии и организация производства нейростимуляторов. Все проекты Концерна требуют привлечения научно-технического потенциала. Только благодаря масштабным научным заделам, высококвалифицированным кадрам, опыту производства такие наукоемкие проекты могут быть реализованы. МИ — это отрасль, которая использует наиболее перспективные и новейшие технологии самого разного происхождения. Ультразвук, лазер, все виды механики, инновационные материалы, передовое ПО, различные виды излучений, визуализации, нанотехнологии и т.д. Все это используется в медицине. Смело утверждаю, что Концерн имеет опыт внедрения достаточно широкой линейки технологий. А значит, производимые нами МИ будут высокого качества и востребованы отечественными врачами. Поэтому мы смело смотрим в будущее и верим в успех. Источник: журнал «Бизнес cтолицы»<span style="font-size:12.0pt;Arial" ,"sans-serif";"=""> |
|
|||
|
|||||
|