Из малых вещей
складывается великое дело!

В России появится новый «ракетный поезд»

КРЭТ создает средства РЭБ для боевого железнодорожного ракетного комплекса

Внешне его было не отличить от других грузопассажирских поездов на российских железных дорогах. И условное обозначение он имел соответствующее – поезд номер ноль, а американцы его называли советским поездом-призраком. Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), или же просто «ракетный поезд», через несколько лет снова появится на вооружении нашей армии. В его создании сегодня принимают участие и специалисты КРЭТ.

БЖРК: поезд-призрак

Боевую баллистическую ракету на железнодорожной платформе нельзя назвать чисто отечественным изобретением. Еще в конце войны в Германии работали над подобным проектом: чтобы повысить живучесть своих ракет «Фау-2», немцы попытались разместить их на железнодорожных платформах.

Считается, что после войны наработки гитлеровской Германии попали к американцам. Существует даже такая версия, что разведка США специально организовала утечку информации о немецком проекте ядерного поезда и его разработке на территории Штатов. Целью было втянуть СССР в очень дорогостоящий и сложный проект и тем самым подорвать экономический потенциал Советов. Но, как известно, американцы в создании собственного БЖРК не преуспели, а вот у нас такой боевой железнодорожный ракетный комплекс вскоре успешно появился.

В 1960-х годах над этим секретным проектом работали самые известные ракетные конструкторы – Семен Лавочкин, Михаил Янгель, Сергей Королев. Однако тогда создание БЖРК оказалось технически сложной и невыполнимой задачей: жидкотопливные ракеты, которыми они располагали на тот момент, были слишком громоздки и ненадежны.

И только в 1985 году началось испытание РТ-23УТТХ «Молодец» – ракеты, созданной специально для железнодорожного комплекса. Эту твердотопливную баллистическую ракету для БЖРК создал конструктор Владимир Уткин, а пусковую установку на базе рефрижераторного вагона разработал его брат Алексей Уткин. Получился уникальный комплекс, который в 1987 году приступил к своему боевому дежурству.

При этом примечательно, что при всей своей мощи эти ракетоносные поезда не выходили за рамки договоренностей между США и СССР по стратегическим наступательным вооружениям. Для того чтобы показать и доказать это, советское правительство пришло к такому интересному решению: каждый «ракетный поезд» с открытыми крышами оставляли на несколько суток под объективами американских спутников, а после этого БЖРК исчезали из поля зрения. Отследить такой поезд было задачей почти невыполнимой. В 1989 году руководитель радиотехнической разведки НАСА Джон Пикеринг открыто заявил: «Мы не можем контролировать это. Призраки неуязвимы…».

Грозный «Молодец»

Ракета «Молодец» для БРЖК получилась очень грозным оружием, несмотря на свои довольно скромные размеры: длина – 22,6 м, максимальный диаметр – 2,4 м. Эта трехступенчатая ракета могла доставить смертоносный груз весом 4050 кг на максимальную дальность 10 100 км.

В четыре тонны веса входят 10 боеголовок индивидуального наведения, а также комплекс преодоления противоракетной обороны противника. «Молодец» поражал своей чудовищной силой: если подсчитать, то каждая боеголовка заключала в себе около 30 «хиросим».

При этом наши БЖРК не были оружием нападения, а использовать их предполагалось в ответном ударе. В связи с этим в боевом дежурстве этих «атомных» поездов главным была скрытность, а лишь потом – оперативность запуска ракет.

Поэтому «Молодец» не мог отличиться в скорости подготовки к старту, но зрелище это было эффектное. После приказа на запуск «ядерный поезд» останавливается и фиксирует себя на железнодорожном пути. Распашные крыши вагонов отходят в сторону, а мощные домкраты поднимают транспортно-пусковые контейнеры ракеты в вертикальное положение. Получив команду на запуск, ракета выбрасывается из контейнера на 20-30 м пороховым аккумулятором давления, а потом включается маршевый двигатель, который поднимает «Молодца» в небо.

К 1991 году в СССР были сформированы три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК – в Костромской, Пермской областях и Красноярском крае. Если подсчитать суммарную мощность всех ракет, то это примерно десять тысяч «хиросим».

Перспективы ракетного поезда

При всех своих достоинствах «Молодец» недолго простоял на боевом дежурстве. В 1991 году между США и СССР был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Он серьезно ограничил свободу передвижения БЖРК: лишь половина поездов теперь могли одновременно находиться на маршрутах боевого патрулирования. Затем страны обменялись односторонними мирными инициативами. После этого «ракетные поезда» не могли удаляться далее чем на 20 км от места своего постоянного базирования.

В 2005 году БЖРК и вовсе снят с боевого дежурства. Были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух. Они были установлены в качестве экспонатов в Музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АВТОВАЗа.

В декабре прошлого года командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что в России на новом технологическом уровне будет воссоздан боевой железнодорожный ракетный комплекс, получивший название «Баргузин».

Эскизное проектирование комплекса уже завершено. Ожидается, что «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника «Молодца» по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам. Каждый поезд сможет нести шесть баллистических ракет РС-24 «Ярс».

Сегодня институты КРЭТ разрабатывают средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для нового боевого железнодорожного ракетного комплекса. Поезд будет полностью защищен от разведки и поражения. При этом и сами ракеты будут иметь средства радиоэлектронной борьбы и индивидуальной защиты головной части – ложные цели и передатчики помех.

«Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются ими, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК», – сообщил недавно советник первого заместителя гендиректора Концерна Владимир Михеев.

В Минобороны России заявили, что в рамках действующей госпрограммы вооружения боевой железнодорожный ракетный комплекс появится до 2020 года.

Источник: КРЭТ

Создание сайта
Веб-студия ITSoft
Тел./факс (многокан):+7(495) 280-12-30
Оптовая поставка
электронных компонентов